Что такое пого-стикинг и как с ним бороться?

Время чтения:5 минут

Pogo sticking – это поведение посетителей вашего сайта, при котором они очень быстро перемещаются по нему. Для любого сайта данное поведение не является чем-то хорошим. Причем риск вызвать такое поведение есть у любого сайта, в котором есть иерархия, при которой главный элемент связан с подчиненными как колесо со спицами (hub-and-spoke pattern). На них пользователи могут в поисках нужной информации переходят на все страницы подряд и потом возвращаются обратно. Причем не стоит путать пого-стикинг и «отказы» (bouncing rate, когда пользователь после очень малого времени на сайте уходит с ресурса). Первое – это проблема навигации, а второе может быть связано со многими разными факторами, например, плохим дизайном. Пого-стикинг говорит о том, что пользователь пришел целенаправленно, но не может найти нужный контент из-за каких-то проблем.

Приведем простой пример: если на сайте каталоге вводите в поиске искомый тип товара, а вам в выдаче выдается только обложка товара и его название, без дополнительного описания, и чтобы все это увидеть, нужно зайти в карточку товара – то это приводит к вышеописанной проблеме. Человек будет заходить в карточку, не находить того, что искал и возвращаться обратно и далее по кругу. Это утомляет и в итоге приводит к тому, что пользователь уходит туда, где ему будет удобнее.

сайт-кинопоиска.jpg
Хороший пример поисковой выдачи на сайте: сразу понятно, чем различаются фильмы.

Это называется high interaction cost: ваш сайт плохо служит для удовлетворения потребностей посетителей, что ухудшает его поведенческие характеристики, что приводит к плохому продвижению. Помните, что с последними обновлениями поисковых систем, то, насколько хорошо сайт удовлетворяет запросы пользователей, считается наиболее важным!

Как понять, что у вас пого-стикинг?

Обнаружить его можно несколькими методами. Самый очевидный – это наблюдать за поведением пользователей на сайте во время юзабилити-тестов. Но можно и воспользоваться инструментами веб-аналитики. Например, «анализ пути» (path analysis) – изучение последовательности посещаемых страниц за одну сессию покажет вам, есть ли пого-стикинг или нет. Но сайт бывает очень большим и каждый путь человека не проследишь. Поэтому для начала обратите внимание на эти точки притяжения проблемы:

  • Домашняя страница;
  • Поиск;
  • Лендинги.

В этот список также стоит включать другие ключевые разделы (routing pages) в зависимости от специфики сайта. Также, внимательно следите за страницами с наибольшим количеством просмотров за одно посещение (high rate of pageviews).Как различать пого-стикинг от хорошего пользовательского опыта?

Довольно сложный вопрос – понять, что пользователь на самом деле считает ваш контент интересным и просто зачитывается им или у него возникла проблема. Так, для многих новостных сайтов, пого-стикинг со страниц новостей обратно на главную, чаще всего говорит о хорошем пользовательском опыте. Поэтому, чтобы точно определить пого-стикинг одних данных о путях следования пользователя недостаточно.

Для этого необходимо:

  • Сосредоточиться на одной сессии пользователя.
  • Исключить те сценарии, когда перед возвратом на routing pages было открыто более одной страницы.
  • Исключить те сценарии, когда на посещение страницы перед возвратом было затрачено много времени.

Таким образом, у нас получается пользовательский путь Х-Y-X, где X – это routing pages, а Y – это связанная страница. Далее, отслеживаем сколько времени было потрачено на страницу Y.

пого-стикинг.jpg
Пример того, как надо искать пого-стикинг в Google Analytics.

У меня на сайте пого-стикинг. Что делать?

Для начала надо понять, почему он появляется. Вот наиболее распространенные причины пого-стикинга:

  • Пользователи думают, что могут найти на вашем сайте определенный контент, а он отсутствует.
  • Поиск не дает полноты информации о результатах.
  • Ссылка описывает одно, а перейдя по ней, пользователи видят другое.

Решение первой проблемы довольно простое – если люди думают, что вы дадите что-то, просто дайте это. Просмотрите историю запросов, комментарии к вашим записям, как вас ищут и вы поймете, чего не хватает. Вторая проблема тоже достаточно тривиальна. Все что вам нужно – это добавить больше информации в выдачу поиска на сайте. Для этого поймите, что наиболее важно для вашей целевой аудитории и на что они ориентируются при выборе контента. Третья проблема немного сложнее, но решение у нее такое же простое, как и предыдущее – выражайтесь яснее! Не стоит вводить в заблуждение ваших посетителей и обещать то, чего не дадите. Если вы указали, что по ссылке будут смешные гифки с котиками, а там серьёзная аналитика на тему того, какие бренды присутствуют на фотографиях кошек, то вы подрываете доверие пользователей. Лучше разбавьте свою статью «смешными гифками с котиками» или поправьте заголовок.

Я исправил проблему, но у меня упали просмотры!

Не пугайтесь – это логично. Ведь пого-стикинг как раз и набивал вам эти «лишние» просмотры сайта. Для вас это не плохая новость, а хорошая! Ведь пользователь тратит меньше усилий на поиск нужной информации, а значит ваш сайт лучше справляется со своей задачей. Это хороший знак как для вас, так и для поисковых систем.
Для пользователя это значит то, что они с большей вероятностью вернутся к вам, а с точки зрения долгосрочной перспективы, это еще больше улучшит ваши поведенческие характеристики, даже если поначалу будет небольшой спад.

Связаться с нами

Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой обработки данных!