Читабельность текста и как это влияет на ранжирование сайта

Время чтения:13 минут

Читабельность (также удобочитаемость или readability) – это показатель того, насколько удобно читать текст со всех точек зрения, полиграфической, семантической, стилистической и т.п. Этот показательно напрямую не влияет на позиции сайта в поисковых системах, но косвенно, от него сильно зависит ваше место в ТОПе. В этой статье мы разберемся почему не стоит недооценивать читабельность и как сделать так, чтобы ваши тексты легко воспринимались пользователями.

Для начала, давайте посмотрим на колонку «Средняя длительность просмотра страницы» в Google Analytics. Благодаря ей, можно узнать сколько времени примерно проводят пользователи на странице.

средняя-длительность-просмотра.jpg

Если человек заходит, быстро оглядывает взглядом текст и тут же уходит, то причин этому может быть много:

  • Нерелевантность страницы для пользовательского запроса. То есть он искал, что-то одно, а на странице этого не оказалось – нет цены, отсутствуют фотографии или контент не соответствует названию.
  • Долгое ожидание загрузки страницы.
  • Некорректное отображение контента или страницы целиком.
  • Плохая читабельность контента (маленький кегль, нечитабельный шрифт, кислотные цвета, малая информативность и т.д.)

Если первым трем пунктам владельцы или разработчики сайта уделяют много внимания, то последний пункт зачастую просто игнорируется. Почему это делать нельзя?

Как читабельность влияет на ранжирование сайта?

Удобство восприятия напрямую связано с пользовательским поведением на сайте. Так, посетитель, начав читать статью и понимая, что ему сложно воспринимать текст, просто закроет вкладку и никогда больше не вернется.

Таким образом, если повысить читабельность, то вы сможете улучшить такие поведенческие характеристики:

  • общее время пребывания на странице;
  • глубина скроллинга;
  • процент отказов;
  • соцсигналы.

А повышая поведенческие характеристики, вы улучшаете ранжирование.

Время на странице высокое, но показатель отказов не снижается

Ситуация, описанная в заголовке, к сожалению, довольно распространена. Почему так происходит?

google-analytics.jpg

Изначально, Google Analytics присваивает высокий процент отказов тем страницам, на которых не произошло взаимодействия посетителя с контентом. Причем система аналитики по умолчанию считает взаимодействием переход по ссылке на другую страницу.

Отказ – это сеанс с просмотром одной страницы на вашем сайте. В Google Analytics отказом считается сеанс, в ходе которого был активирован только один запрос к серверу Google Analytics (например, если пользователь открыл одну страницу сайта и покинул его, не активировав других запросов).

Хорошей стратегий в таком случае будет создание для аналитики событий взаимодействия с контентом: 

  • просмотр видео;
  • увеличение изображения;
  • клики по кнопкам призыва к действию, например, «Заказать», «Рассчитать стоимость», поделиться в соц.сетях и т.д.

Если же на странице достаточно много контента, то взаимодействием может стать либо скроллинг, либо кнопка «в начало страницы».

кнопка-в-начало.jpg

Что надо сделать, чтобы улучшить читабельность контента?

Вставляйте картинки

Изображения – это хороший способ разбавить текст, сегментировать его и проиллюстрировать то, о чем говорите. Благодаря им, текст в целом будет восприниматься легче. 

изображение-в-тексте.jpg

Не стесняйтесь вставлять большое количество графического контента. Оптимальным вариантом будет 1 картинка на 100 слов. Только не забывайте о качестве и уместности материалов.

Если вы используете картинки из интернета, то всегда помните о том, что у фото может быть законный автор. Чтобы избежать проблем с авторским правом:

  • официально покупайте фотографии;
  • указывайте автора;
  • используйте бесплатные фотостоки.
фотосток.jpg

Заголовки и подзаголовки

Текст необходимо разделять еще чем-то, помимо изображений. Никто не будет читать сплошную простыню текста. Чтобы облегчить восприятие, разделите определенные подтемы и параграфы подзаголовками. Так, вы создадите хороший ориентир для пользователей. К тому же поисковые системы также положительно относятся к ним. Только не перестарайтесь с оптимизацией подзаголовков, все же, вы пишите их для людей, а не для поисковых роботов.

структура-заголовков-на-сайте.jpg

При разбиении текста подзаголовками учитывайте их иерархию. Первым и единственным на странице всегда должен быть h1. Потом h2, h3 и т.д. Для простого текста хватит заголовков h1 и h2. 

не-правильная-расстановка-заголовков-сайта.jpg
правильная-структура-заголовков-сайта.jpg

Совет: не пишите длинные заголовки, тем более в несколько строк.

Списки

Люди по своей природе любят упорядоченность, поэтому хорошим способом повысить читабельность – это использовать нумерованные и маркированные списки. Они помогут:

  • привлечь внимание;
  • структурировать текст;
  • повысят понимание информации
использование-списков.jpg

Шрифт

Не стоит использовать у себя на сайте вычурный шрифт, похожий на рукопись классика литературы. Чем проще выглядит шрифт, тем лучше для читабельности. Также не забывайте о мобильных пользователях – сложный шрифт выглядит еще хуже на маленьких экранах смартфонов. 

шрифт-на-сайте.jpg

Совет: осторожно относитесь к предложениям, написанным ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Использование заглавных букв без причины вызывает отторжение у читателя. 

Размер шрифта

Большая часть уже существующих сайтов имеют 14 кегль, но новые сайты чаще всего делают 16 px (является стандартным для многих браузеров). Важно найти золотую середину – слишком большой займет много места на странице и сделает чтение неудобным, такая же ситуация и со слишком маленьким.

Длина строки или предложения

Здесь тоже необходимо искать золотую середину. Длинные строки затрудняют фокусировку на информации, а короткие раздражают постоянной сменой взгляда. Оптимальным вариантом будет от 9 до 12 слов в строке (примерно 50-60 символов с пробелами).

Контрастность

Контрастность или contrast ratio — это соотношение цвета шрифта и цвета фона. Он может быть разным:

  • 1 к 1 – отсутствие контраста
  • 3 к 1 – обычно используется для шрифтов большого размера (уровень АА)
  • 4,5 к 1 – минимальное рекомендованное значение для обычного текста (уровень АА), следуя рекомендациям руководства WCAG 2.01 от W3C (Консорциум Всемирной паутины, организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для интернета).
  • 7 к 1 – повышенная контрастность (уровень ААА)
контрастность.jpg

Вертикальный ритм

Вертикальный ритм – это соотношение размера шрифта, вертикального отступа и интерлиньяжа (межстрочный интервал). Эта метрика показывает, как будет расставлен текст на странице и на каком расстоянии друг от друга они будут.

вертикальный-ритм.jpg

Стандартизированный вертикальный ритм не позволяет тексту разъезжаться даже при изменениях в шрифте или длине строки.

Неразрывные пробелы и дефисы

Большинство веб-мастеров, копирайтеров или верстальщиков либо забывают, либо вообще не используют неразрывные пробелы и дефисы. По правилам русского языка некоторые сочетания слов или символов нельзя переносить раздельно. Например, нельзя переносить инициалы и фамилию, двойную фамилию и предлоги:

не-правильные-пробелы-и-дефисы.jpg

Может показаться, что это мелочи, но тем не менее неразрывные пробелы и дефисы сделают текст красивее, а значит повысят читабельность.

Заключение

Очень часто хорошие сайты с интересным контентом теряют пользователей именно из-за того, что их тексты и статьи нечитабельны. Чтобы с вами такого не произошло учитывайте все рекомендации из этой статьи. Это поможет вам повысить количество трафика, время нахождения на страницах, число пользователей, которые возвращаются, позиции в поиске, а также уменьшить показатель отказов.

Связаться с нами

Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой обработки данных!